Skip to content

Модницы на 2 колесах: женские «мото-банды» Марракеша


Слово «мотоцикл» вызывает в воображении среднестатистического обывателя избитые образы-клише: покрытые татуировками мужчины в черных кожаных куртках. В Марракеше все наоборот. Процветающее мото-движение города включает в себя множество женщин. «Экипированные» в паранджу с узором в горошек и солнцезащитными очками в форме сердечек, они рулят мото-модой в своем собственном, независимом направлении.

 

Фотограф Хассан Хаджадж фотографирует стрит-стайл Марракеша и мотоциклисток уже много лет. Многие из моделей – его друзья, которых он в шутку называет Kesh Angels (Ангелы Марракеша); его личная выставка под таким названием проходила в Нью-Йорке в Taymour Grahne Gallery. Выставка демонстрирует миру смешение традиций и современности в Марокко, а также разрушает стереотипы об исламских женщинах. «Когда человек с Запада видит женщину в хиджабе, многие думают – Они что, действительно ездят на байках? — А вот в Италии на них бы даже не обратили внимания».

 

На выставке представлены не только фотографии, но и арт-объекты с лимитированным тиражом, инсталляции и видео-материалы. Такая богатая палитра не удивляет, ведь Хассан Хаджадж был еще и ди-джеем, промоутером, стилистом и дизайнером. Он пришел в профессиональную фотографию, поработав в юности ассистентом фотографа на сьемках для модного журнала в родном Марракеше. Негативным впечатлением, вынесенным с тех съемок, было засилие восприятия его родины как фона для западных манекенщиц и одеяний; это подтолкнуло его к идее вывести родную страну на первый план своего фотопроекта. Его героини традиционны внешне, но по-современному дерзки духом, со своими яркими улыбками, празднующими радость жизни и молодость.

 

Хассан Хаджадж хочет продемонстрировать Марракеш как он есть, наполненным колоритной модой и уверенными женщинами. Здесь женщина носит традиционое просторное одеяние джеллаба (djellabah) и позирует на своем двухколесном Motobecane. «Если взять человека, путешествующего только по телевизору, он считает Марокко двойником Сирии или Ирака. Но это особая страна со своей особой энергетикой».

 

И эта энергетика порождается, в частности, множеством независимых женщин. Мото-культура Марракеша принимает всех и общество не смотрит свысока на мотоциклисток. «Журналисты часто спрашивают, что я думаю о женщинах в покрывалах? – Я считаю этот вопрос глупым, так как это просто традиционная одежда, над ними никто не держит шесты паланкина».

 

«Журналисты звонят и спрашивают, действительно ли это реальная банда? Их пугает это неправильно истолкованное слово». Хассан Хаджадж подчеркивает, что женщины на его фотографиях – художницы, писательницы, танцовщицы и матери – обычные люди, просто передвигающиеся на 2 колесах в своей повседневной жизни.

 

Хаджадж поместил многие из своих фото-образов в инкрустированные деревянные рамки с банками Пепси, куриного бульона, подводкой для глаз и спичечными коробками с надписями на арабском. Эти продукты придают экзотическим образам налет фамильярности и полируют сверху слоем китча. «Я родом из 60-х, и отдаю дань поп-арту. Но это поп-арт арабского мира».

 

Хаджадж переехал из Марокко в Лондон в возрасте 13 лет (сейчас ему 53). Он хорошо помнит, как дети иммигрантов пришивали логотипы известных марок на джинсы и обувь. Этот феномен выходит за рамки географических и временных границ, как и у этих женщин, носящих джеллаба с логотипом Найк. «В так называемом Третьем Мире так делают многие, чтобы быть наравне с людями Запада».

 

Одну из своих моделей, Кариму, Хассан Хаджадж фотографирует на протяжении вот уже 15 лет. «Она моя героиня – занимается росписью хной, замужем, воспитывает 2 детей, много работает, стильно одевается и говорит на 3 языках».

 

В 1984 году у Хаджаджа был фэшн-бутик в Лондоне, который назывался RAP (Real Artistic People). «Иногда я фотографирую женщин в их собственной одежде, а иногда предоставляю наряды из своего магазина.»

 

В Марракеше очень легко найти подходящие локации для сьемок. «Медина и Новый Город очень вдохновили меня. Обычно требуется 7-часовой перелет из Лондона, чтобы найти места с налетом экзотичности, а в Мараккеш можно попасть вдвое быстрее».

 

Хассан Хаджадж полагает, что именно опыт жизни иммигранта напрявлял его в творчестве и помогал увидеть контраст привычного и необычного, современного и традиционного. «Жизнь в 2 странах сделала меня немного изгоем и наделила отличающимся взглядом на многие вещи. Своей лондонской работой я высветил в памяти свое забытое марокканское прошлое».

 

В 2011 году, Хассан Хаджадж выиграл первый приз в номинации «Искусство Ближнего Востока и Африки» от Независимого фонда искусств; в 2009 году — прошел в финал конкурса на получение приза Джамиля в номинации «Исламское искусство» от музея Альберта и Виктории. Его личные выставки проводились в галереях и музеях Дубая, Лондона, Берлина, Парижа; его работы представлены в коллекциях музеев Лос-Анджелеса, Лондона, Дубаи, Парижа, Туниса, Ричмонда. Хассана Хаджаджа называют «Энди Уорхолом из Марракеша».

 

По материалам http://edition.cnn.com; http://motoress.com

 

Поделиться с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели