Кастом-Мастерская — Цитадель Мотоциклетного Железа
Расскажите о себе — кто вы, чем занимаетесь? Расскажите о вашем детище — что такое кастом-мастерская?
(Юрий) – Мастерская «Оnly Мetal Сycles» занимается постройкой кастомов полного цикла: от эскиза до конечного воплощения. Мы специализируемся на изготовлении деталей из различных металлов. Как опции для постоянных клиентов, мы предлагаем техобслуживание, зимнее хранение, покупку экипировки и других товаров из Америки на заказ – от ручки до самолета.
Как давно, насколько глубоко и серьезно вы этим занимаетесь?
Я пришел к этому давно: приблизительно в 1999-2000 году я еще учился в Харькове в военном институте, ходил в самоволку через гаражи, а там тусовались кастомайзеры. В те времена Харлей был еще чем-то невероятным и запредельным! Вот мы и кроили-переделывали то, что было под рукой. Я тогда еще и музыкой занимался; друзья «подсадили» на это движение, вот с тех пор я и занимаюсь мотоциклами.
А как же музыка?
Как барабанщик, я играл в харьковской группе “Zelen Klen”. Мы даже выпустили альбом, он есть у меня в оцифрованном виде. После выпуска из вуза все разъехались… Сейчас 2 человека живут в Харькове, а я и бывший бас-гитарист – в Киеве.
А воссоединиться были мысли?
Да, мысли были (у нас тут рядом даже студия звукозаписи есть), но банально не хватает времени! Только освобождаешься для чего-то креативного – а времени снова нет! Клиентов много, мы даже их качественно отбираем! Это шутка, конечно, к нам попасть не сложно, мы не гнушаемся ни китайцами, ни Днепрами. Больше важен вопрос качества и насколько правильно решен вопрос с дизайном. Не хочется заниматься лепиловом!
Люди часто хотят «из говна конфетку», это такая пост-совковая тяга. Это возможно, но это колоссально затратно по времени и несоизмеримо по заработку. У нас в стране заниматься кастомайзингом на достойном уровне невероятно сложно. Мне было бы проще работать в конторе сварщиком или уехать на заработки за границу, чем сидеть здесь и корпеть над проектами. «Выхлоп» по деньгам в первом случае больше…
Я 16 лет служил в армии, а потом понял, что хочу заниматься только мотоциклами; а если делать что-то другое – у меня просто крыша поедет. Надо заниматься своим делом, а до того – важно понять, что есть твое дело!
И к чему же лежит ваша душа?
К мотоциклам. К любой сопряженной с этим деятельности. Это для меня — образ жизни. Я не пытаюсь бить себя кулаком в грудь и говорить, что это супер-труд, но я действительно долго и тяжело к этому шел – почти половину жизни.
С чем вам больше нравиться работать – с китайцами, Днепрами, Харлеями?
Пофиг с чем. Если у человека есть мотоцикл и он хочет его индивидуализировать – ему надо понимать все аспекты, с этим сопряженные. Если ты затюнингуешь мотоцикл под себя, ты его уже не продашь за ту цифру, которую ты в него вкинешь. Это мотоцикл, который будет у тебя ВСЕГДА!
Любой кастом связан с материальными затратами; есть мотоциклы, которые есть смысл тюнинговать, и наоборот. Это не просто покупка в каталоге барахла, которое ты навешал на мот, вписал в цену, и все! С кастомом это сложнее и дороже. Если человек готов и ему дальше расти некуда, тогда можно вкладывать деньги в кастом под себя. Главное – насколько качественно это сделано, чтобы не было лепилова. Этим страдают многие, и это связано не с количеством денег, а с мировоззрением — как клиента, так и исполнителя. Часто люди ведутся на то, чтобы просто «сбить бабло»… То, что я работаю с Харлеями за 30 тысяч долларов, еще не говорит о моем статусе или огромной прибыли…
Бывают ли случаи, когда ребята приходят с идеей, вы слушаете и говорите – Нет, не пойдет! – и разворачиваете?
Никого не поворачиваем, но объясняем и направляем. Беремся за любую идею. Мы работаем, чтобы подсказать человеку, если он еще не созрел. Мы не предлагаем «гнилые опции» — в этом нет смысла, я не получу от этого кайфа. Для меня это очень важный аспект – чтобы я в процессе работы получил кайф. Да и клиент будет рад тоже, я в этом уверен! Если же я от этого не протащился – блин, нафига я это делаю вообще?!
Клиенты всегда соглашаются на то, что вы предлагаете? Это обычно более дорогая опция или нет?
Нет, наоборот, мы учитываем современную коньюнктуру рынка и стараемся помочь людям сэкономить. Правда, это не всегда хорошо. Иногда люди думают, что все их хотят обмануть…
Были ли случаи, когда клиент в результате был категорически недоволен? Как вы выходили из ситуации?
Конечно, были. Если задействован человеческий фактор, такие моменты неизбежны. Мы идем на уступки и делаем все возможное, чтобы человек был доволен, и это может выражаться не только финансово. Самое главное – находить компромисс. Важно не поступать плохо с человеком!
Но вот если некоторые творцы «упираются рогом» – это мое видение, и все тут!?
Я не считаю это правильным. Человек пришел к нам, он хочет чего-то, мы должны ему помочь и подсказать. Я вообще себя творцом особым не считаю.
Значит, у вас со-творчество: идея клиента плюс ваше видение, в процессе это трансформируется и получается среднее арифметическое, верно?
Еще важна возможность воплощения. Мы можем сделать такие вещи, которые мало кто может сделать. Они конкурентны не только в Украине, но и по шарику вообще! Например, с железом так, как мы, мало кто работает. Или вот гравировка – наш гравировщик работает на мировом уровне! Я не пытаюсь бить себя кулаком в грудь, но те металлы, с которыми мы работаем – с ними не все даже в Европе и Америке работают! Уровень обработки – топовый! Не просто ребята покупают какой-то aftermarket, режут на куски и что-то делают – мы сами делаем заготовки и пытаемся выйти на какую-то серию, чтобы их можно было продавать. Увы, наша страна не совсем позволяет это правильно сделать…
Я правильно понимаю, что «ОМС» – это команда, не только вы, а два, три и более приглашенных специалистов?
Есть модное нынче слово «коворкинг». Мы подключаем тех ребят, которые делают максимально круто в Украине: кожник, гравировщик, спец по покраске и пр. Плюс мы возим все по минимальной цене из Америки. Мы не просто показываем человеку картинку и озвучиваем – это стоит столько; происходит совместный выбор – решаем по запчастям, что лучше, удобней, дешевле, а не просто делаем банальщину. В плане эскизов – то же самое: мы обращаемся только к лучшим людям, и в нашем сотрудничестве все выглядит не «плоско».
Мой опыт говорит о том, что человек в сродненной сфере деятельности, но недостаточно близкий к мотоциклам, не будет делать это настолько правильно, насколько нужно. Если сварщик варит заборы, он не будет делать мотоцикл хорошо, он будет по-прежнему делать заборы. Этот налет будет виден во всех его работах. Это очень узконаправленные вещи.
Если это художник, он должен глубоко знать мотоцикл, чтобы классно его рисовать. Обычный промышленный дизайнер, не любитель мотоциклов, никогда не нарисует мотоцикл так классно, чтобы можно было брать и по эскизу делать. В процессе такие эскизы еще и трансформируются к тому же – возникают моменты, которые сразу учесть нельзя. Мы стараемся приблизить эскиз к рабочему варианту.
Как вы находите специалистов для сотрудничества?
Они сами находятся. Случайных встреч не бывает. Принципиально! Такие случайные «неслучайные» встречи – залог уверенности в том, что ты правильно все делаешь. Когда ты пересекаешься с людьми, выдающими максимальный результат в этой области, это не случайно. К нам часто приходят клиенты с возгласом: «Чуваки, где вы раньше были, я вас всю жизнь ищу!?»
Могу на основе опыта сказать, что многих классных спецов у нас просто тупо нет! Мы постоянно находимся в поиске людей, которые могут и хотят учиться работать в новой сфере. Я сам учился этому всему лет пять. У нас, увы, никто не консультирует по таким вопросам на высоком уровне…
А откуда «ноги растут»? Как ваша мастерская зарождалась?
(Александр) – Молодые годы, мотоциклы, девки! Сначала у меня был свой мотоцикл, потом я начал возить мотоциклы другим людям из Америки, потом познакомился с человеком, который вдохновил меня на кастомайзинг, а еще позже встретился с Юрием – мы вместе учились в институте Патона (мы – дипломированные сварщики с международными сертификатами). Решили потом вместе поработать: я возил мотоциклы, а Юра делал железяки.
(Юрий) — Вначале наша мастерская была в другом месте, но нас оттуда выжили под предлогом: «Если у вас дорогие моты, значит, у вас есть бабки на аренду» — и подняли аренду в 4 раза! Мы вынуждены были начать создание своей полноценой мастерской на новом месте – эдакий мотивирующий кик-стартер от Вселенной!
Проекты и Клиенты
Есть ли «нескрытая» статистика по количеству клиентов, прошедших через ваши руки? Хотя бы приблизительно?
Честно, не занимались этим, даже для себя. Это требует времени. Ну и вдруг я посчитаю и увижу, что это так мало денег приносит – и задамся вопросом, нафига я это делаю? Количество людей ведь соотносимо с деньгами…
А если посмотреть с другой стороны — посчитать, скольких людей вы осчастливили?
Ну нет у нас этих данных! Если говорить о полноценных, законченных проектах, то их немного: на новом месте мы работаем около года, а вообще мастерской около 2 лет. Идея зародилась еще в 2012 году, когда я поработал в разных мастерских после увольнения из армии. Клиентура у нас разноплановая – кому-то нужно сделать одну штуку, а есть еще целые мастерские, с которыми мы сотрудничаем и делаем для них наши железяки.
Из всех ваших проектов, какой самый запомнившийся, самый яркий, в который было вложено больше всего?
Они все классные на тот момент, пока ты их делаешь. Сделал, проходит время – и кажется, что уже не тот уровень. У меня есть проект, которому уже лет 10; я смотрю на него на разных этапах и понимаю, что надо все по-другому делать! Есть и топовые моменты, где уже некуда идти выше. Сейчас мы работаем над одним мотоциклом, у которого это уже третья трансформация! Самое обидное, что на все это не хватает банально времени…
Есть и другие вещи из металла, котрые мы делаем (а не только мотоциклы): это элементы интерьера, «заборная» работа для знакомых.
Сколько у вас было девушек-клиенток? — Человека 3-4 наберется.
Каким был процесс работы над их мотоциклами? Чем отличаются девушки-клиенты от парней-клиентов?
Отличия – как и во всем остальном в жизни с точки зрения психологии: 80% непонимания ситуации; девушки нетерпеливы; много переживаний и страхов, когда мы успокаиваем, что все нормально, и нужно просто подождать, что так бывает, что возникает много форс-мажоров… Хотя, правды ради, это и мужчин касается…
Сколько по времени в среднем занимает создание кастома?
Если очень быстро, то три месяца. А так до полугода обычно; все зависит еще сильно и от проекта. Наш самый «резкий» проект — Капитан Америка — мотоцикл с олдскульным, простым дизайном. Мы делали реплику этого известного мотоцикла в прошлом году для бара в Виннице. Он там стоит сейчас как элемент декора, хотя его делали, чтобы он ездил…
Я считаю, что мотоцикл ДОЛЖЕН ездить! Сейчас создается много шоу-проектов, которые не ездят, они в этом плане никакие. Конечно, бывает, что некоторые дизайнерские идеи не сопряжены с эргономикой; но в случае с кастомом это нормально. Если же мотоцикл сделан одноразово и не ездит – это плохо! Капитан Америка делался именно для того, чтобы на нем ездить, даже несмотря на ортодоксальные моменты типа отсутствия переднего тормоза и жесткую подвеску. Вот этот мотоцикл мы сделали за месяц – максимально быстро, но он получился крутой и классный, мы сами офигели!
Какой самый яркий из «девченочьих» проектов?
Это Днепр. Он делался долго, еще с 2011-2012 года; выехал из мастерской весной прошлого года. В итоге он получился очень кайфовым! Это был мотоцикл жены моего друга. Его пилотесса – человек творческий, и у нее масса впечатлений от нашего кастома!
Бывали случаи, когда визуально сделали классно, а в процессе обкатки клиент говорит – «Не то пальто»?
Да, были. С самого начала человек должен понимать, что некоторые дизайнерские вещи идут вразрез с комфортом. Вначале надо попробовать, иниче никак не получится – нельзя узнать вкус яблока, не попробовав яблоко… С чем-то, естественно, приходится смириться. По опыту знаю, что привыкнуть можно к чему угодно – я ездил на разных «какашках», начиная от Яв и Ижей, и ничего, они ездят, а некоторые люди даже континенты на них пересекают! Кастом и комфорт – это зачастую разные планеты.
Что вас больше всего беспокоит в плане работы? Отсутствие времени, государственные неадекватные условия?
(Юрий) — Да ничего не болит, все это – условности! На самом деле, глобально — все классно!
(Александр) — Грустно, что у людей не хватает денег…
(Юрий) — Просто мы прилагаем мало усилий, чтобы нас знали люди, у которых есть деньги. Такие люди просто не знают, куда обратиться, а у нас нет времени, денег и желания, чтобы правильно себя рекламировать. Серьезно в это нырнуть пока возможности нет – нет цифры…
Нужно отметить, что у нас любая реклама в узких отраслях работает не очень круто; сарафаннное радио все равно перебивает! Поэтому мы глобально не пиаримся и не суем морду в телевизор. Мы делаем свою работу качественно, и это основной момент! Это самая лучшая реклама. Есть много контор, которых «встречают по одежке», по фейсу, а потом эта работа все-равно к нам приходит, и это хорошо: чем больше людей, тем нам лучше – популяризация!
Банальный-банальный вопрос: каковы ваши мечты, планы на будущее, стратегии?
Свалить отсюда! Ограничиваться этой страной бессмыссленно, если ты хочешь достичь чего-то, вырасти. Из-за низкой информационной наполненности возникает невежество у людей – нет представления о том, что можно сделать, как это лучше сделать, да и просто – что моднее в мире! Мышление у нас еще отстает… Нет правильного понимания, и часто нет чувства прекрасного…
Даже если занять потолок в Украине – это недостаточная самореализация, так как не будет все равно тут человека, готового вкладывать деньги в идеи, которые мне хотелось бы реализовать. Одно дело – когда я сам что-то реализовываю за свои деньги, а другое – клиент, у которого их явно больше. Проблема – в поиске таких людей; было бы классно, если бы они находились!
Приходится идти на ценовые компромиссы, а это неправильно… В итоге – работа сделана классно, идет как реклама, а сам ничего не заработал… Хотелось бы и «выхлопа» — что-то на хлеб мазать… Ну, это обычная житуха; пытаемся параллельно и что-то творческое делать, и даже получается.
Какая сейчас вынашивается творческая идея?
Не хотелось бы распространяться. Ждем детали для глобального проекта.
Каждый ли проект получает свое имя?
К каждому мотоциклу что-то лепится, мы же не называем их по маркам и моделям — «многобуквицифр». Чем чаще вспоминаем, тем больше лепится. Например, Алюминиевый, Некромангер, Капитан Америка, и др.
Где вы черпаете вдохновение?
Сложно сказать где,оно само приходит, когда захочет. Есть, конечно, различные практики — и ментальные, и грубо-материальные, но я давно ничего не употребляю (если вы об этом) – это очень сильно мешает любой работе! А россказни о вдохновении от трансформации сознания – это все сказки, фигня!